План-конспект открытого урока преподавателя по классу специального фортепиано МБОУ ДОД «ДШИ» г. Королева М. О. Брызгаловой Лилии Антоновны

Дисциплина: фортепианный ансамбль

Форма занятий: индивидуальный урок, продолжительность (по учебному плану) 45 минут.

Характеристика учащихся:

Гуренкова Анфиса – ученица 7 класса МБОУ ДОД «ДШИ»             г. Королева М. О.

В моем классе обучается третий год.

Мамедалиева Камила – ученица 7 класса МБОУ ДОД «ДШИ»        г. Королева М. О.

В моем классе обучается второй год.

 

Тема урока: «Работа над комплексом знаний, умений, навыков, для овладения исполнительскими возможностями ансамблевой игры. Углубление музыкального опыта учеников через освоение различных видов совместного музицирования».

((На примере ансамблей:

С. С. Прокофьева (1891-1953) – «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта»

I партия – Мамедалиева Камила

II партия – Гуренкова Анфиса

И. С. Баха (1685-1750) – «Клавирный Концерт №5, f-moll,            1 часть»

I партия – Гуренкова Анфиса

II партия – Мамедалиева Камила

Г. М. Балаева (1923-2012) – «Вечерний город»

I партия – Гуренкова Анфиса

II партия – Мамедалиева Камила)).

 

Цель урока: сформировать комплекс знаний, навыков и умений в исполняемых ансамблях.

 

Задачи урока:

А) Закрепление навыков совместного исполнительства:

- ауфтакт;

- штрихи;

- динамика;

- педализация;

- работа над чистотой исполнения текста, слаженной ансамблевой игрой, приемами звукоизвлечения, туше, качеством звука;

- умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга.

Б) Совершенствование ансамблевых навыков и умений:

- понимание художественной цели, чувства единства целого и частей исполняемых ансамблей;

- умение одновременно слушать себя и звучание в ансамблях, совместно исполнять и свободно взаимодействовать с партнером.

В) Воспитание синхронности – результата важнейшего качества любого ансамбля, а также первое техническое требование, единое понимание и чувствование партнерами темпа и ритмического пульса без малейшего отклонения.

Г) Работа над произведением в целом – здесь задачей является создание музыкально-слуховых представлений при активной работе музыкального слуха, музыкальной памяти, эмоционально-волевых качеств исполнителя, музыкального мышления и воображения.

 

1)   Организационная подготовка. Настрой на рабочую атмосферу и снятие волнения перед выступлением.

Важно напомнить об ответственности публичного исполнения, умении сосредоточиться. Ученицы должны ощущать доброжелательный настрой публики. Определение значимости данного урока для дальнейшего развития учениц – публичные выступления.

 

2)   Проверка домашнего задания.

Исполнение ансамблей ученицами. Предложение самостоятельно оценить качество исполнения. Резюме преподавателя.

 

3)   Работа над ансамблем. С. С. Прокофьев – «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта»

 

a)   Обсудить с ученицами эпоху и время создания трагедии  У. Шекспира «Ромео и Джульетта», идею трагедии.

 ((Эпоха Возрождения или Ренессанса – с 1250 г. до 1550 г. – период итальянского искусства, описанный в книге Джорджо Вазари (историк искусства, гуманист). Подчеркнул возвращение в жизнь общества культурных идеалов античности, определил новую культурно-историческую эпоху, сменившую Средневековье – эпоху Возрождения. Главное действующее лицо эпохи - человек, мечтающий о реализации личных земных идеалов, стремящийся к независимости во всех сферах своей деятельности, пытающийся воплотить в жизнь разнообразные интересы, бросающий вызов устоявшимся традициям и порядкам. Трагедия Шекспира написана в 1595 на сюжет средневековой легенды – события XIV века.

Главная идея трагедии – идея вечного противостояния добра и зла, здесь – противостояние любви и ненависти (вражды).

У. Шекспир (1564-1616) – яркий представитель эпохи Возрождения, рождает и благословляет любовь Ромео и Джульетты, но враждуют две знатные семьи Вероны. Столкновение воли, страстей, амбиций, и, как следствие, смерть, кровь)).

b)   Создание балета С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Либретто. Сложность в постановке балета.

((Балет создан в 1935 г. Либретто написано с режиссером С. Радловым и балетмейстером Л. Лавровским со счастливым концом, но разгромные статьи изменяют сценарий – теперь традиционный трагический конец.

В 1940 г. В Ленинграде первая постановка балета, огромный успех)).

c)    Причины написания двух симфонических сюит на основе балета «Ромео и Джульетта» и 10 фортепианных пьес- транскрипций.

((После отказа театров от постановки балета, Прокофьев пишет в 1936 г. две симфонические сюиты на основе балета.

В 1937 г. выходит первый сборник 10 пьес-транскрипций фортепианных обработок, которые выросли из двух симфонических сюит на основе балета «Ромео и Джульетта».

Основные номера сюит с важной частью тематического материала свел воедино, показав в фортепианной транскрипции почти всю сущность балета.

Транскрипция – переложение музыкального произведения для другого инструмента)).

d)   Каким образом оркестровое сочинение без изменений воссозданное на рояле, приобретает вид фортепианной пьесы, воплощающей особенности Прокофьевского пианизма?

((Начиная с 30х годов транскрипции стали основным видом фортепианной музыки С. С. Прокофьева. Свои произведения для оркестра он пишет в виде двуручного клавира, затем там же в клавире размечал инструментовку. В симфонических произведениях С. С. Прокофьева дают о себе знать признаки пианистического мышления: распределение голосов по принципу мелодии и аккомпанемента между левой и правой руками. Переработки своих сочинений в фортепианной версии с оригиналом не изменяет. Не было фактурных преобразований. Транскрипции его пианистичны, в них своеобразие фортепианного стиля композитора)).

e)    Предложить ученицам проанализировать «Танец рыцарей». Свое исполнение. Какой жанр? Темп? Характер? Строение?

((Какими приемами, навыками, внутренним настроем, теоретическими знаниями воспользуемся для создания задуманных образов? Какими динамическими красками покажем характер наших героев?

Сегодня наша задача – «прожить» некоторое время в эпохе средневековья, понять характеры героев, почувствовать те условия, в которых зародились самые важные в жизни каждого человека чувства – любовь, счастье.

Чувства, которым суждено было встретиться с «враждой», родовой ненавистью, злобой, непримиримостью, жестокостью, которые унесут жизни влюбленных, их хрупкое счастье, их надежды. Мы должны создать те образы, то представление эпохи, которое нам предлагает музыка С. С.  Прокофьева.

Самое главное – показать «живые человеческие отношения» Ромео и Джульетты, которые созданы в трагедии представителем эпохи Ренессанса – У. Шекспиром и так талантливо, искренне, с особой любовью, сопереживанием и заботой о судьбах Ромео и Джульетты сумел передать и воссоздать музыкальными красками эти «живые человеческие отношения» всех героев в балете С. Прокофьев)).

«Танец рыцарей» - трехчастная сложная форма.

1-я тема – в жанре движения – марше (танца): типовой солирующий аккомпанемент, который диктует темп, метр, определяет характер. В темпе – нарочитая утяжеленность и сумрачная темброво-регистровая окраска.

Повышенная метричность благодаря пунктирному ритму мелодии.

Свой вклад в продолжение традиционно-маршевых средств вносит и гармония. Гармония и мелодия возмещаются простотой и традиционностью в других областях (форма, ритм, фактура)

2-я тема – «вражды» - основной мелодический материал середины. Состоит из двух элементов: 1-й – грубовато-стучащий, 2-й – наступательный.

Реприза – первое предложение оттеняется ломано-октавными удвоениями.

Средняя часть – трио в новом замедленном темпе и новом метре. Эпизод хрупкого, утонченного танца.

Лирика сдержанна, целомудренна, сложное чередование хроматических движений с гармоническими эффектами – красивыми сдвигами с использованием задержаний и проходящих звуков.

Начало репризы – три смысла: рождается ощущение жути, страха, тьмы; ослабляется грань «трио-реприза»; создаются условия для дальнейшего восходящего развития в репризе регистровых, громкостных и фактурных условий.

Пьеса «Танец рыцарей» из 10 пьес балета отредактирована С. Прокофьевым с учетом специфики фортепиано и концертного исполнения. Свои фортепианные версии с оригиналом не изменяет, не было фактурных преобразований, транскрипции его пианистичны, в них своеобразие фортепианного стиля композитора.

Резюме: текст 1-й партии и 2-й партии нуждаются в мысленной проработке с включением образного воображения, мышления в тактах:

Такты: 4, 6, 8, 9, 10, 11, 13, 15;

С 29 такта – общая кульминация;

36 такт – пик кульминации;

41, 42, 43, 45, 46;

61 т. – 2 и 3 доли;

62 – 1 и 2 доли;

С 46 до 78 такта важна 2 партия

Задачи успешно решаем, есть положительные результаты.

Кропотливо прорабатываем весь музыкальный материал, чтобы убедительно исполнить данный ансамбль, показав свои знания, умения, полученные на уроках и репетициях, чтобы решить задачи, способы в достижении главной цели – концертное исполнение.

 

4)   Работа над ансамблем. И. С. Бах – Клавирный концерт №5,   f-moll, 1 часть (1742 г.)

 

Эпоха Барокко – «жемчужина неправильной формы» (португал.), «странный», «причудливый» (итал.). Занимает период с 1600 г. по 1750 г. Начало распространения западной цивилизации европейцев.

 

a)   Определение значимости данного урока для дальнейшего развития учеников

(Предложить ученицам проследить путь развития жанров, видов, значение эпохи)

b)   Развитие жанра клавирного концерта

((Концертность – неотъемлемая часть музыки барокко, затронула жанры и виды. Имела два противоположных смысла: первое – «согласие», второе – «состязание».

И. С. Бах был первым, кто создал концерты для клавира с оркестром, вошел в историю музыки родоначальником клавирного концерта.

Вначале концерт являлся церковной музыкой. Корелли и Вивальди сумели упрочить концерт, выйдя за рамки церкви.

В концерте солист показывал свое умение и мастерство.

В 1729 году Бах возглавил «Музыкальное студенческое общество» при Лейпцигском университете в качестве солиста и дирижера. Именно для этих выступлений были созданы концерты для одного, двух, трех и четырех клавесинов. Использовал авторские переработки скрипичных концертов А. Вивальди и других композиторов)).

c)    Создание Бахом концертовых транскрипций

((Транскрипция – переписывание – переложение, переработка музыкального произведения, имеющее самостоятельное художественное значение.

Два вида:

1)   Фортепианная транскрипция – вокального, скрипичного оркестрового сочинения

2)   Вокальная, скрипичная, оркестровая – транскрипции фортепианного сочинения

И. Бах занимает первое место в транскрипциях (около 500). Он прямой предшественник транскрипторов-просветителей XIX века – Ф. Лист. Создает 16 оркестровых транскрипций (пять для органа), переносит скрипичную партию в клавесинную с добавлением в левой руке басового сопровождения и тональной транспозиции произведения на тон ниже. По функциям приближались к концертам Й. Гайдна и А. Моцарта. Пассажи 16-х превращались в оригинальные пассажи 32-х. Накладывались украшения и трели, которых не было в скрипичных партиях. В жанре концерта перемена солирующего инструмента не меняет принцип концертирования и не сказывается на драматургии tutti и solo. Концерты Баха инструментальны, в них композиционная идея и закономерности заимствованного жанра.

Клавиры были в то время компактным и доступным средством распространения и изучения симфонических произведений.

В 1735 году Бах, создав свой собственный клавирный «Итальянский» концерт, расстаётся с этим концертным стилем. Сегодня, при исполнении двухрояльных сочинений, ученики должны с вниманием следить за сохранением звукового баланса, правильной педализацией, одинаковой в сходных по смыслу построениях, оркестровым восприятием двухрояльной партитуры)).

d)   Какими знаниями, умениями необходимо владеть и пользоваться, играя клавирную музыку И. С. Баха? Клавирный концерт?

 ((

a)   Артикуляция и фразировка. В клавирных произведениях роль артикуляции определял свойствами клавесина (клавикорда).  Основная манера артикуляции требует игры полнозвучной и легкой, стремительной и спокойной, развития и связной, расчлененной игры, отработки этих приемов. В расчлененной игре не staccato, а раздельность звуков, как ясность игры, будет четкость, пианист должен владеть этим штриховым приемом.  Иной прием – прим игры cantabile. Бах считал выработку игры cantabile, пожалуй, главной педагогической целью своих инвенций и симфоний.

b)   Фразировка – умение разделить мелодию на смысловые отрезки, исходя из мотивной логики баховской музыки.

c)    Динамика – Бах не проставлял динамических оттенков, считал, что все заложено в рисунке текста. И этим рисунком определялось художественное мышление композитора.

d)   Темп – слушая баховскую музыку, при всем образном богатстве обнаруживает ритм шага. Музыка Баха – в быстром или медленном темпе – неизменно «вышагивает»: имеется ввиду поступательная размеренность. Что же понимать под верным темпом изучаемого клавирного произведения? Настоящим темпом считать темп, имеющий своей главной целью не подготовку к темпу более быстрому, а подготовку к пониманию музыки – основное достижение.

e)    Аппликатура – подбирается по принципу рациональности и удобства в ансамблевой игре, а не индивидуальным ощущениям каждого из исполнителей))

 

Клавирный концерт №5, f-moll, 1 часть.

Направить работу учениц по пути мыслительной проработки текста концерта перед исполнением.

Ауфтакт, синхронность, темп, работать как единый организм.

Состоит из 3х частей:

Allegro

Largo

Presto

Представляет собой транскрипцию утерянного скрипичного концерта.

Произведение отличается сочетанием драматической напряженности. С первых же тактов приковывает внимание предельным лаконизмом выражения.

По протяженности один из самых коротких.

Первую часть  allegro  пронизывает суровая поступь главной темы с характерными перекличками – «эхо» между солистом и оркестром – великолепного образца баховского тематизма.

Импровизационность изложения, свойственная сольной партии, выразительно оттеняет кульминационные моменты.

Это еще ансамбль, так как партия солиста не сильно выделяется по сравнению с партией другого инструмента. В концерте нет оркестровой экспозиции, нет столь редкого разделения solo и tutti. Однако многие черты предвосхищают классический концерт, прежде всего трехчастность.

Создано переложение для доступного состава инструментов, чаще всего для фортепианного дуэта (двух фортепиано).

 

Резюме:

Тексты 1-й партии и 2-й партии в тактах:

20, 32 38, 46, 57, 59, 68, 70, 91, 100, 104, 106, 108, 109, 113, 114, 115, 116 – добиться большей синхронности, «эхо» более четкое, согласованное. Готовить ансамбль к концертному исполнению.

 

5)   Работа над ансамблем. Г. М. Балаев – «Вечерний город»

 

a)   Поговорить о жанре, творчестве композитора, дирижера, руководителя эстрадно-симфонического оркестра.

((Жанр Г. М. Балаева – песни, музыкальные композиции для оркестра.

Программные сочинения связаны с программным замыслом, самой программой и музыкальным воплощением.

У Г. Балаева программы-образы природы, времен года, зимние пейзажи, жанровые сценки, урбанистические мотивы с поэтическим настроением и различными образами движения.

Какой образ создадим в нашем ансамбле?

Какой набор пианистических навыков нужен для воплощения задуманного образа?

Какие умения использовать, чтобы добиться необходимого качества исполняемого произведения?

В каком темпе сумеем создать нужный образ?))

 

Резюме:

Обратить внимание на ведение мелодической линии в аккордах (1 партия). Добиваться логичного проведения фразировки, важны динамические краски для создания образа.

Параллельно слушать подачу гармонической линии баса, в которой очень нуждается мелодия аккордов (2 партия).

При работе в ансамбле важен определенный настрой, привлечение фантазии, умение создать каждому свои внутренние образы исполняемых ансамблей, привлечь образное мышление.

Слушать четкую работу педали, для чистоты и украшения аккордовой гармонии.

Дополнять и помогать друг другу воплотить в игре задуманные образы.

 

Конечный результат концертное выступление.